Пользователь прежде всего

Лобачев Владимир. Base: П. П. фон-Винклер. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи, 1899., CC BY-SA 4.0 https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0, via Wikimedia Commons

– Почему карта всегда начинается с пользователя?
– Потому что всякая система создаётся для какой-то цели. Чтобы достичь цели, необходимо знать эту цель. А чтобы узнать цель, надо сперва узнать, чья она.
– То есть это для того, чтобы мы знали, для кого эта система и какие их потребности она удовлетворяет?
– Да. Помнишь, мы говорили про игру Фокус на нуждах потребителей Тогда мы пришли к выводу, что это — основа любой успешной организации.
– Но зачем каждый раз рисовать пользователя и потребности. И так понятно, что мы делаем систему для пользователя, и что мы провели исследование, узнали его потребности. Все равно обсуждая развитие системы мы соединены на элементах этой системы.
– И в этом кроется опасность! Огромная часть организаций проводит исследования, интервью и фокус-группы, тратят массу денег на консультантов и создают многостраничные отчёты о пользователях и их потребностях только для того, чтобы положить их подальше и придумывать, как бы удовлетворить свои собственные потребности. Иногда это оправдывают тем, что “пользователь не знает, что ему на самом деле нужно, а вот мы то знаем”. Иногда – тем что “мы сейчас сделаем классную штуку, а потом наши маркетологи придумают как это продать”. Чаще всего идея так захватывает, что даже и о таких объяснительных никто не задумывается пока её не реализуют и не увидят, что она никому не нужна.
– Но ведь это почти наверняка погубит организацию!
– Да, и это — одна из причин, почему 90% стартапов терпят неудачу в касание первого года. Начальное финансирование заканчивается, а клиентов так и не нашлось.
– То есть пользователь и его потребности на карте — это в каком-то смысле карта, на случай если мы заблудимся?
– Поясни что ты имеешь ввиду.
– Представь, что ты идёшь по городу: по делам или просто гуляешь. И вот ты засмотрелся на красивое здание или просто задумался. Ты идёшь, и, сам того не замечая, отклоняешься от намеченного маршрута. Если ты этого не замечаешь, то в руке концов можешь заблудиться. Но если у тебя в руках карта — бумажная или электронная — и ты периодически с ней сверяешься, ты быстро заметишь, что место, где ты оказался отличается от карты. Тогда ты осознаёшь, что отклонился от пути. И вы же карта поможет тебе вернуться на путь к цели. Так и здесь: работая с картой я постоянно вижу перед глазами пользователя и его потребности. Это побуждает меня постоянно задастся вопросами “как это связано с потребностями пользователя”, “какую потребность удовлетворит это новая классная идея” и тому подобное. То есть помогает мне заметить что я сбился с пути и крутится на путь.
– Мне нравится эта метафора. Только многовато получается карт. Карта на карте чтобы не потеряться при исследовании карты.
– Есть мнение что вселенная имеет фрактальную структуру. Давай считать что это — фрактальная метафора.