Обучение без потерь: тактические игры в помощь Скрам-мастеру

Новички и эксперты принимают решения по-разному. Проанализировав множество решений, принятых в условиях неопределённости и неполноты информации, Гэри Клайн обнаружил, что эксперты не сравнивают несколько решений, чтобы выбрать лучшее. Так действуют только новички. Эксперт сразу видит наиболее подходящее решение. С опытом у него накапливаются паттерны, которые он бессознательно сравнивает с текущей ситуацией. Если он обнаруживает совпадение, ему сразу известен план действий.

Чтобы научиться принимать решения таким образом, одних знаний недостаточно. Необходим практический опыт. И здесь в подготовке экспертов мы сталкиваемся с проблемой. Чтобы обрести опыт, требуется практика принятия решений в реальных условиях. Но как доверить решение проблемы тому, у кого нет опыта? Эта проблема характерна и для подготовки агентов изменений. Решения об изменениях в организации требуют затрат. Часто необходимо много времени, чтобы оценить последствия решения.

Одним из решений являются тактические игры. Идея использования тактических игр для обучения агентов изменений возникла у меня, когда я слушал интервью Sebastian Bae о том, как эти игры применяются для обучение командного состава. Пусть и со значительными упрощениями, эти игры дают возможность отработать тактические навыки без риска для личного состава и затрат на перемещение людей и техники. Один из видов тактических игр – кейс на принятие решений (Decision Forcing Case, DFC), показался мне наиболее простым для того, чтобы адаптировать его для Скрам-мастеров. А когда я прочитал об адаптации таких кейсов для продуктовых команд сомнений не осталось: это- то, что надо!

DFC – это игра на принятие решения, которая ставит игрока на место главного героя какой-то реальной истории. В этой истории главный герой сталкивается с проблемой, и ему необходимо разработать, обсудить, защитить и улучшить решение этой проблемы. DFC проводиться для групп, и групповые обсуждения перемежаются с самостоятельной работой или работой в малых группах. Обычно DFC включает следующие шаги:

  1. Введение
  2. Контекст истории
  3. Вопросы на исследование контекста группой
  4. Решение, которое необходимо принять и обсудить с другими участниками
  5. Повторение шагов 2-4 столько раз, сколько необходимо
  6. Обсуждение реального исходя ситуации

Я добавляю к этому ещё один шаг – заземление проделанной работы на контекст участников и их повседневные задачи. Чтобы сделать кейс более приземлённым, на 4 шаге я прошу участников создать основной слайд презентации, написать письмо, нарисовать диаграмму или подготовить фасилитационный план. Например, в кейсе, который мы с Мишей использовали на воркшопе для CTO на конференции SouthHub 2022 надо было создать слайд с формулировкой проблемы. В DFC “Делить или не делить?” задача участников – подготовить и презентовать слайд с планом действий, которые приведут группу к решению их вопроса (вы можете использовать это кейс в работе, и будет здорово, если вы расскажете мне, что вы об этом думаете).

Ключевое отличие DFC от других игр на принятие решений в том, что он основан на реальных событиях. Благодаря этому мы не уходим в споры о том, как могли бы развиваться события. В конце мы смотрим на то, как они развивались на самом деле. Это позволяет сосредоточиться на обсуждении последствий и на том, какие важные идеи были упущены группой. При этом история, которая ложится в основу DFC – не обязательно история успеха. Обучающий эффект будет одинаково хорош и при разборе историй, в которых главный герой ошибается или обстоятельства оказываются не в его пользу.

Основой для DFC могут послужить как истории из других организаций, так и из вашей. В последнем случае следует быть осторожным, чтобы не превратить обучающий воркшоп в поиски виноватых, особенно если в воркшопе участвуют участники событий. При составлении DFC важно описать ситуацию такой, какой она выглядела для главного героя в момент принятия решения. Неполнота и неоднозначность информации о ситуации важны для развития навыков принятия решений: благодаря им кейс приближает нас к реальным условиям. Чтобы соблюсти договорённости о конфиденциальности, вы можете анонимизировать кейс, сохранив саму историю и ключевую информацию для принятия решений.