Квиддич и стратегия организации

Моя жена – большой фанат Гарри Поттера, так что я посмотрел все фильмы о нём примерно стопятьсот раз.  Не то, чтобы я смотрел их специально, просто она их очень любит пересматривать. В нескольких сериях этой серии появляется игра в Квиддич, и мне стало интересно узнать подробнее, что делает её такой важной. Оказалось, что Квиддич символично отражает жизнь вообще и, в частности, жизнь организации, и из этого можно сделать несколько интересных выводов. Квиддич – командная игра, в ней играют две команды по 7 человек. Игроки летают на мётлах над овальным игровым полем, в концах которого друг напротив друга стоят ворота в виде трёх круглых колец. Каждый гол, забитый в одно из колец команды-соперницы, приносит 10 очков. Цель игры — набрать как можно больше очков до окончания игры. Игра заканчивается, когда одна из команд поймает мяч под названием снитч, поэтому может длиться неограниченное время. Поимка снитча приносит 150 очков.   В Квидиче одновременно используется четыре мяча (дальше будет цитата из русской Википедии):

Квоффл — самый крупный мяч, тёмно-красного цвета, на нём имеется несколько выемок. Охотники должны отобрать квоффл у противника и забросить в одно из трёх колец, которые защищает вратарь соперников. Вратарь же не должен позволить квоффлу пролететь сквозь свои кольца, он должен поймать мяч и отпасовать его охотникам. Охотники имеют право перепасовывать квоффл друг другу.

Бладжер — твёрдый, быстро летающий мяч, хаотично перемещающийся по стадиону и служащий для усложнения игры охотникам и ловцу. Таких мячей в игре два, и попадание одного их них в игрока, летящего на метле на большой скорости, зачастую оканчивалось для того тяжёлыми травмами и увечьями. В каждой команде есть два игрока, называемых «загонщиками» — они вооружены битами, которыми отбивают Бладжеры, летящие в их товарищей по команде, а иногда, если повезёт, и направляют их в игроков соперника.

Снитч , также называемый Золотой снитч — в современном квиддиче маленький золотистый шарик с серебристыми крылышками, летающий самостоятельно и произвольно над полем. Ловчий, поймавший его первым, приносит своей команде 150 очков и заканчивает игру. Счёт, набранный командами к этому моменту, и является окончательным. Снитч запоминает того, кто первым дотронулся до него рукой.

На самом деле Квиддич – это одновременно три суб-игры: в одной задача – забить мяч в ворота команды соперника, во второй – отбить атакующие мячи-бладжеры, а в третьей – поймать снитч. При этом каждая команда играет одновременно во все три игры, и победа в большой игре определяется тем, на сколько хорошо команда балансирует силы между суб-играми. Если, например, команда фокусируется только на забивании голов, забыв про снитч и бладжеры, то с большой вероятностью они проиграют: загонщики противника будут, стараться, отводя бладжеры от своих игроков, поразить наших (и мы можем остаться без игроков), а ловчий противника, оставшись без внимания со стороны нашей команды, получит гораздо больше шансов поймать снитч, и, получив 150 очков, принесёт победу своей команде, так как мы не успеем набрать достаточно очков. С другой стороны, если мы думаем только о ловле снитча и не будем забивать голы, то команда противника, распределив силы между забиванием голов и преследованием снитча, не даст нам быстро поймать снитч, при этом набрав достаточно очков, чтобы победить, даже если снитч достанется нам (в истории квиддича есть такие примеры).

Квиддич очень точно отражает жизнь организации. С одной стороны, у нас есть основной бизнес: мы производим какой-то продукт или услугу, и нам нужно это делать хорошо, чтобы обеспечить стабильный денежный поток (мы забиваем кволф в ворота). С другой, окружающая среда и конкуренты постоянно приносят нам какие-то сюрпризы, и нам важно защититься от них (а ещё лучше, использовать их чтобы получить преимущество). Например, нужно заботиться о сохранности данных и работоспособности инфраструктуры, соответствии постоянно меняющимся требованиям законодательства, противодействовать попыткам конкурентов переманить наших лучших специалистов и т.д. Это – уклонение и защита от бладжеров. И, в-третьих, нам важно постоянно искать новые бизнес-идеи, иначе есть вероятность, что конкуренты нас обойдут, создав себе новый рынок, который сделает наш продукт ненужным.  Это – ловля снитча. И, кстати, снитч очень символично выражает идею нового прорывного продукта. Он маленький – сложно отыскать идею, которая будет по-настоящему прорывной; при этом он золотой – то есть очень ценный; у него есть крылья и он постоянно движется – как и потребности и предпочтения клиентов, которые постоянно меняются. Наконец, он обладает памятью о том, кто его поймал первым, как и удачный новый продукт – обычно тот, кто первым вывел прорывной продукт на рынок получает очень значительное преимущество.

Глядя через эту метафору видно, что организация не может направить все свои силы только в забивание кволфа, то есть на текущую деятельность – это сделает её уязвимой и для различных непредвиденных проблем (бладжеры), и для новых продуктовых идей. Таких историй множество, например, история Kodak или Blackberry. Поэтому даже если ваш продукт невероятно успешен, следует обращать внимание и на защиту от неприятностей, и на поиск прорывных идей. Здесь же видно несколько вариантов стратегии. Можно сфокусироваться на защите ворот и ловле снитча. Можно, наоборот, направить силы на забивание кволфа, а в погоню за снитчем направить одного игрока: поймает – хорошо, а нет – по крайней мере усложнит другой команде ловлю снитча до того, как мы забьём достаточно кволфов для победы. Наконец, можно сфокусировать загонщиков не просто на защите от бладжеров, но на том, чтобы, перенаправляя их, наносить максимальный ущерб другой команде.

Вы можете использовать метафору Квиддича, чтобы оценить ситуацию и подобрать наиболее подходящую стратегию. Есть ли в вашей организации охотники, загонщики и ловчие, и достаточно ли их? Иначе говоря, уделяете ли вы достаточно внимания операционной деятельности, защите от угроз и управлению рисками, и поиску новых возможностей? Как распределены силы конкурентов: они больше ищут новое, стремятся забить как можно больше голов, защищаются от внешних угроз или ищут способы перенаправить эти угрозы на вас? Слаженно ли играет ваша команда? Мешают ли загонщики работе ловчих или охотников? Метафора Квиддича хороша именно тем, что ближе к реальности, чем, например, футбол, потому что содержит внутри одной игры несколько игр, то есть подталкивает у тому, чтобы всесторонне оценить ситуацию и искать баланс между различными целями и задачами.