О картах Бурья

Эта статья – перевод статьи Ташшина Фоглемана о картах Бурья. Все изображения взяты из оригинальной статьи.

Этот пост описывает новый вид стратегических карт, похожий на карты Вордли (о котором Саймон рассказал в Трансформаторной, прим. перев.), но направленный на сложность динамики власти. Я предварительно называю это Карты Бурья, или, если вы предпочитаете менее игривое, но более точное название, Карты Власти.

Я сделаю обзор трудов Сэмо Бурья о власти и стратегии, а также трудов Саймона Вордли о важности картографирования. Затем покажу примеры карт Бурья, чтобы вы могли попробовать это сами и поделиться [впечатлениями].

Кто такой Сэмо Бурья?

Сэмо Бурья – социолог и основатель Bismarck Analysis, который анализирует различные институты, от правительств до компаний. Для наших целей важно, что он является автором трактата о власти и стратегии, Теория Великих основатей (оригинал, примечания). Этот трактат содержит целостный, новый и мощный взгляд на власть, который он определяет как “способность реализовывать свою волю, влиять на мир так, так, как вы хотите, для достижения своих целей”. Он также включает в себя важные вопросы, такие как: что движет социальными изменениями? Каковы истоки институционального здоровья или упадка? Почему никогда не существовало человеческого общества, которые было бы бессмертно? И «почему Барак Обама был избран президентом в 2008 году»

Barack Obama

Фокусом внимания Бурья в Теории Великих Основателей является развитие его одноименной теории, которая возрождает “парадигму великого человека”. По словам Бурья, Великие основатели — это “те, кто основал наиболее функциональные институты, которые вносят вклад в основу их цивилизаций… Благодаря созданию институтов Великие Основатели становятся формирующей силой общества”. Это включает в себя не только влиятельных политических лидеров, таких как Обама, но и предпринимателей, таких как Илон Маск.

Ilon Musk

Для Бурья власть морально нейтральна. Могут быть правила, но вы можете их обходить или нарушать. Эти варианты открыты не только для вас, но и для любого другого стратегического игрока, у которого может быть меньше сомнений по поводу моральных или аморальных игр против вас. В конечном счете, однако, трактат превозносит более высокую, более кооперативную форму власти. В статье утверждается, что наиболее эффективными играми являются совместные:

“Тогда лучший способ победить в конкурентных столкновениях — это сосредоточить энергию на построении кооперативных отношений. В долгосрочной перспективе приобретение власти и расширение власти и возможностей других является скорее взаимподкрепляющим, чем взаимоисключающим”.

Развивая теорию Теории Великих Основателей, Бурья выдвигает другую теорию, Теорию Империи, которая будет в центре внимания этого поста.

Что такое Теория Империй?

Теория империй — это “основа для понимания и применения конкурентной стратегии… [империя – это] группа скоординированных субъектов, которые действуют вокруг некоторой центральной власти”. Империи могут состоять из игроков, ресурсов и других империй. Следовательно, Империи фрактальны: “в любой данной империи будут субимперии”.

В любой империи действующие лица могут быть сгруппированы в “классы власти” на основе их “относительных уровней власти”:

  • Верхние — это центральная власть, которая является областью, координирующей империю. Без верхних империя не существовала бы, и другие действующие лица не были бы скоординированы. Верхние также играют самую большую роль в распределении ресурсов внутри империи
  • Средние — это совокупность отдельных лиц или групп, обладающих достаточной властью, чтобы бросить вызов контролю верхних. У средних игроков часто будут собственные империи поменьше.
  • Нижние — это набор игроков, которые могут бросить вызов среднему, но не могут бросить вызов верхнему. Низкие – самая многочисленная группа, и имеют наименьшую власть.
  • Внешние — это любой субъект, который не координируется властью верхних.

Вот типичный пример: есть компания, в которой есть различные руководители, менеджеры, сотрудники и акционеры, действующие вокруг генерального директора. Генеральный директор обладает высоким уровнем власти. Руководители имеют высокий или средний уровень власти, в то время как менеджеры, как правило, имеют средний уровень власти. У других сотрудников низкий уровень власти, а акционеры, конкуренты, журналисты и другие игроки – все относятся к внешним. Поскольку классы власти также фрактальны, вы можете разделить многие из этих групп на империи или классы власти, например, “команда отчетов TPS” может быть маломощной.

Каждый игрок также может считаться живым или мертвым: “Живой игрок – это человек или хорошо скоординированная группа людей, которые способны делать то, чего они раньше не делали. Мертвый игрок — это человек или группа людей, которые действуют по сценарию, неспособные делать что-то новое”. Генеральный директор может обладать большой властью, но он может просто делать то же самое, что и в своей предыдущей компании; или скромный сотрудник может получать мало или вообще работать бесплатно, но он может прокладывать новые стратегические и/или технологические пути.

С помощью Теории Империй вы можете оценивать людей и организации с точки зрения власти, а также оценивать возможные стратегические игры.

О картах в стратегии

Саймон Вордли продвигает идею полезности визуального представления стратегического ландшафта. С помощью карт мы можем оценить статус-кво, строить планы на будущее и извлекать уроки из наших успехов и неудач. Рассмотрим его юмористический пример: “Как вы думаете, что было бы более эффективным в бою — стратегия, построенная на понимании ландшафта или диаграммы SWOT?”

Будучи “генеральным директором – самозванцем”, как она себя называет, Саймон понял, что в своем бизнесе он использовал не подходящий инструмент (SWOT и другие подобные инструменты), вместо карт, и решил создать карту или визуальный артефакт, который мог бы точно описать территорию, с которой он столкнулся.

Саймон создал то, что сейчас называется картами Вордли. Карты Вордли сочетают традиционное отображение цепочки создания ценности (как мы удовлетворяем потребности пользователей?) с эволюцией (насколько эволюционировал компонент?). Как выразился Бен Мосиор, получается “единое насыщенное графическое [представление] наших предположении, которые любой может научиться читать”:

Карты Вордли прошли путь от изобретения одного генерального директора до все более широкого использования в бизнесе, правительстве и других областях (я использую их в монастыре, в котором обучаюсь). Есть даже конференция. По мере того, как карты Вордли становятся все более стандартизированными и распространенными, одной из областей для дальнейшего развития является изучение альтернативных методов картирования с альтернативными осями.

На мой взгляд, карты Вордли полезны в определенных условиях — то, что в фреймворке Cynefin называется комплексным доменном. Но и люди сложны, и во всех группах и организациях есть люди. Работа Бурья предоставляет возможность найти способы визуализации динамики власти, используя те же методологии, что и Вордли: картографирование.

На пути к картам Бурья

Далее следуют мои первоначальные усилия по синтезу фреймфорка Бурья для интерпретации власти и карт Вордли. Я называю эти методы Картами Бурья или Картами власти. Вордли упоминает, что его карты создавались итеративно; [предлагаемые] мной тоже, вероятно, изменятся и будут эволюционировать.

Карта Бурья полезны для [визуализации] части комплексного домена, включающей людей, и, в частности, динамики власти. Это упрощает [понимание] динамики власти, которая присутствует на любом уровне любого человеческого взаимодействия. Когда мы делаем эти упрощения, некоторые стандартные (и нестандартные) игры должны стать понятными и доступными.

В карте Бурья ось Y – это Власть: Верхние (высокая), Средние, Нижние (низкая) и Внешние; ось X – Жизненная сила: игрок мертв или жив. Класс власти, вероятно, будет постоянной особенностью карт Бурья, но я могу представить альтернативные оси Х, например, деньги, навыки программирования и т. д.

Давайте рассмотрим пример. Ты – Микки, скромный сотрудник в SoftwareCo с большими планами на продвижение. У вас есть менеджер, Сэмми, который руководит Командой тестирования. Сэмми подчиняется своему боссу Симоне, у которой подозрительно прямые волосы, которая также руководит инженерной командой. Симона также беспокоится об акционерах, которые продолжают продавать свои акции, и журналистах, которые продолжают обращать пристальное внимание на программное обеспечение. По большому счету, акционеры покупают и продают акции, основываясь на том, что говорят журналисты. Журналисты продолжают находить новые и инновационные способы исследования того, что на самом деле происходит внутри SoftwareCo.

В этой ситуации мы могли бы сделать две карты Бурья, одну из команды тестирования и одну из SoftwareCo в целом.

Карта Бурья команды тестирования SoftwareCo

Карта Бурья SoftwareCo в целом

Хотя SoftwareCo и ее сотрудники – плод воображения, это вполне правдоподобная ситуация. Я составил карты всей своей организации на трех уровнях, а также карты организаций других людей, и многое из них совпадает. Картируя текущую ситуацию мы получаем четкое представление о существующем положении вещей, а также можем начать планировать стратегические действия.

Поскольку карты Бурья являются совершенно новым, [спланированные с их помощью] игры в основном относятся к категории “Зарождение”: уникальные, редкие, неопределенные, постоянно меняющиеся и недавно открытые. В статье Бурья приводится ряд возможных игр, и по мере распространения практики картирования Бурья все больше людей смогут сообщать об играх и закономерностях, которые они обнаруживают.

Как и в случае с картами Вордли, я дошел до того, что могу быстро составлять карты Бурья в голове и принимать точечные оценки и решения. В первую очередь вижу их полезными для собственного применения. Это связано с тем, что содержимое карты Бурья может быть тем, чем вы не хотели бы делиться с другими, не только для того, чтобы избежать конкуренции, но и потому, что раскрытие вашего прочтения ландшафта может нарушить некоторые правила этикета. Кому-то может быть неприятно, что его воспринимают как слабого игрока или как мертвого игрока.

Заключение

Карты Бурья не являются заменой картам Вордли — это просто их аналог, дополнительный взгляд на те же вопросы и проблемы, с которыми сталкивается каждый, кто мыслит стратегически.

Если вам интересно узнать больше, вот некоторые дополнительные ресурсы:

Мне любопытно узнать — как вы бы изменили эти карты власти? Как вы их применяете? Какие игры вы открываете для себя?