Псалом 22

В поисках мудрости не стоит упускать то, что проверено временем. К ним относятся библейский корпус, древнекитайские тексты, сочинения древнегреческих и древнеримских философов, тексты исламских мыслителей. Такие тексты недостаточно просто читать, их необходимо интерпретировать, потому что в них сжато множество идей о природе бытия и человеческой природе. Этот текст - мой эксперимент по толкованию 22 псалма Давидова.

Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость Твоя да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.

Псалом 22

“Господь — Пастырь мой”. Почему Господа часто сравнивают с пастухом? Потому ли, что эта метафора очень точно передаёт наши отношения с Провидением? Пастух ведёт своё стадо за собой, и он решает, какой тропой его вести. Но у каждой овцы есть право выбирать, следовать за ним, или нет, идти ли близко или уходить далеко в сторону. Но отойдя далеко она может заблудиться! Хотя заботливый пастух и постарается её найти и вернуть в стадо, быть может она так и останется одна. Овца может решить, что пастух ей не нужен, и она вполне справится и без него, и отделиться от стада. И тогда она станет добычей хищных зверей, оставшись без защиты пастуха. И только та овца, которая, даже исследуя окрестности и стремясь к собственным целям, не упускает пастуха из виду и следует за ним, сонаправляя свои цели с его — пусть даже она их не понимает, — только такая овца будет благоденствовать. Знает, что заботясь о ней пастух даст ей все, что ей нужно. Так же и человек. Отвернувшись то Бога, и пройдя собственным путём, он заблудится и погибнет, став добычей злых сил. Тот же, кто доверившись Провидению и божественной любви, будет неустанно сделать за Господом, не упуская Его из виду, будет окружён его заботой. Он знает, что возложив свои заботы на Бога (Пс. 54:23) он ни в чем не будет нуждаться.

“Я ни в чем не буду нуждаться”. Я знаю, что для каждого дня довольно своих забот, а потому не забочусь о завтрашнем дне (Мф 6:34). Следуя примеру птицы и лилии, живу я с верой, что Господь позаботится обо мне, так что не будет у меня никакой нужды. Поэтому я могу сосредоточиться на дне сегодняшнем, на том, чтобы взирать на Бога и следовать воле Его. На чем же основана эта вера? На том, что и сейчас у меня всего вдоволь. “Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим” — то есть дает мне достаточно на каждый день. Но не только о пропитании моём позаботился Господь, но и о том, чтобы воды были тихими. Вода – символ неизвестности и хаоса, но она же необходима для жизни, она же – потенциал, из которого возникает реальность. Вода не имеет формы, порядка. В начале творения “земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.” Иначе говоря существовал лишь потенциал, заключённый в хаосе и неизвестности бездны. Но потом Бог создаёт из этого хаоса порядок и стабильность: “И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. … И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.” Вода здесь не просто источник влаги, непроходимые для поддержания жизни, но и неизвестность, таящая возможности. Но вода ещё и хаос, несущий опасности – хищников, скрывающихся под поверхностью, и несущий смерть, как принёс её Великий потоп. Меня же Господь видит к водам тихим – то есть источник жизни и сокрытое в нём не таят угроз. То есть тихие воды — это спокойное буде будущее, дающее возможности, но не несущее угроз.

При этом верю я в то, что в минуту трудности я всегда найду опору в Боге. Он придаёт мне сил, чтобы противостоять злу, “подкрепляет душу мою”. И когда я, в силу моего несовершенства или соблазнившись грехом, схожу с пути, Он помогает мне вернуться на путь, ведущий к спасению, “направляет меня на стези правды ради имени Своего”. Это не просто вера, но знание, основанное на доказательствах. Смотря на день сегодняшний, и на все прошедшие дни своей жизни, я вижу, что во всякий день у меня было всё, что мне необходимо — ведь иначе я бы не был сейчас здесь, но погиб бы. А значит Господь заботился обо мне — кто ещё способен на такое, как не Он?

“Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной”. Что это — долина смертной тени? Долина — низкое место, а противоположность долины — гора; первая отдалена от неба, вторая — приложена к нему. Восходя на гору, пророки общались с Богом, а спускаясь в долину напротив, отдалялись от него. Область тени — та, где все ещё можно что-то рассмотреть, в отличии от тьмы. Но детали предметов неясны, их контуры и размеры искажаются, и едва различимы цвета, если различимы вообще. В тени легко ошибиться, приняв одно за другое. Что же есть смерть? Душа бессмертна, значит не о физической смерти идёт речь, ведь она — не смерть, но лишь переход к жизни вечной. Смерть для христианина есть нечувствие души, отделённость от Бога. И ведёт к ней грех — буквально “непопадание в цель”. Когда я не направляюсь к Благу, но, по ошибке или сознательно, направляюсь ко злу. То есть долина смертной тени — те ситуации, когда я, в отдалении от бога, не могу ясно увидеть моральную сторону своих решений, с трудом могу различить добро от зла. Но я не боюсь совершить зло, потому что со мной Господь.

Что же помогает мне избавиться от страха? В чём нахожу я успокоение? “Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня”. Жезл — орудие царя, символ царской власти, закона. Посох же — орудие пастуха. В некотором смысле и тот, и другой — ориентир, на который направлено внимание подданных или паствы, ось, вокруг которой организовано всё остальное. Жезл, то есть закон, направлен ко всем, выражен словами и описывает общие правила. Посох же, то есть руководство пастыря – вне слов, он действует, а не говорит, и с его помощью пастырь может направить одну овцу, которая потерялась или попала в ситуацию, где общее правило не применимо.

И там, где я не могу различить добро от зла, где различия эти для меня неуловимы, я не боюсь ошибиться, и отклониться ко злу, потому что у меня есть защита: закон Божий и Божье присутствие — надёжные ориентиры, которые предотвращают мои ошибки.

Он ждёт от меня не пассивного ожидания Его водительства, Он ждёт что и я буду действовать, хотя и с Его помощью. Потому Он дал мне не только руководство но и то, что мне необходимо для действия. “Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих”. Мне доступно всё необходимое для победы над врагами. Но эта трапеза ещё не моя, хотя и предо мною — мне предстоит самому приблизиться, чтобы взять её и насытиться. А если я откажусь от этого, то трапеза сия достанется врагам мои. Кто же эти враги? Не люди являются врагами, люди не могут навредить моей душе; враги мои – мои страсти. Именно они дают доступ к душе порокам и демонам, и и потому ведут к погибели. И поскольку Он наделил меня свободной волей, от меня зависит, буду ли я подкреплять душу свою, направляя её к Богу, или страсти, направляя её к погибели.

“[Ты] умастил елеем голову мою”. Елей знаменует милость Божию, Он сам наделил меня своей милостью, то есть любовью. А значит даровал мне свет, который внутри меня, и который высвечивает страсти, давая мне их увидеть, с тем чтобы не позволить им овладеть мною. Свет, с помощью которого я способен к разумному суждению, ведомому любовью. И потому “чаша моя преисполнена” — всего у меня в избытке для того, чтобы жить праведно в согласии с волей Его, и идти не к пагубе, но к спасению.

“Так, благость и милость Твоя да сопровождают меня во все дни жизни моей”. Я не прошу, но говорю это самому себе. Пусть пребудут со мной благость и милость Твоя. “Твой жезл и твой посох”, но “благость и милость Твоя”. Я напоминаю себе, что милость Божья зависит от воли его, но о благости позаботиться я должен сам. Ведь милость Божья уже есть у меня — у каждого из людей. Ибо Господь всеблагой и милостивый по природе Своей. Но мы, созданные по образу Божьему, должны приложить усилия, чтобы ему ещё и уподобиться.

И тогда “я пребуду в доме Господнем многие дни”. Дом Господень — место, где я в гостях у Господа, и Он, как благой и щедрый хозяин, заботится обо мне и даёт мне всё, чтобы я чувствовал себя любимым гостем. Дом Господень – так называют храм, место где человек ближе всего к Господу. Следуя заветам Его, идя путём Его, я становлюсь тем, у кого храм – в сердце. И тогда где бы я ни был, я буду всегда близок к Нему.

Вместе с тем я знаю, что даже если милость Господня будет сопровождать меня во все дни жизни моей, не каждый день смогу я пребывать в доме Господнем. Бывают ясные дни и пасмурные. сытые и голодные, радостные и грустные. Я знаю, что милостью посылает Он мне и испытания, через которые я взращиваю свои добродетели. И всё же если я подчиняю Тебе волю свою, то и милость Твоя не оставит меня ни в один из дней. И хоть и не все, но многие дни пребуду я в доме Господнем.