Философическое созерцательное товарищество

Это групповая практика, направленная на то, чтобы посмотреть через текст, посмотреть на бытие глазами автора, и одновременно посмотреть глазами других участников и осмыслить текст, других и самого себя с целью внутренней трансформации. Я позаимствовал это у Джона Вервеки, у которого есть хороший подробный рассказ о практике (на английском). Мы одновременно стараемся постигнуть глубину текста, глубину других и глубину себя. В течение все практики мы стараемся смаковать бытие, прочувствовать происходящее. Мы стремимся уйти от автоматического, реактивного отношения к видению чего-то нового. Внутри самой встречи мы не говорим о своём отношении к тексту, о согласии или не согласии, не делимся историями, которые ассоциируются с текстом.
Для практики подходит группа из 4 человек, принимающих обязательство провести как минимум 4 встречи по 1-1,5 часа. В каждой встрече есть фасилитатор, он меняется, так что за 4 встречи каждый из участников один раз будет в роли фасилитатора.
Задача фасилитатора – провести группу через практику. До первой встречи мы договариваемся о порядке в котором на всех встречах будет происходить переход между участниками, а так же переход роли фасилитатора (каждый запоминает, кто после кого). Фасилитатор выбирает текст, который будет использоваться для этой сессии, из коротких текстов на agora (ссылка ниже, думаю, мы выберем несколько вариантов заранее и я постараюсь найти их на русском языке).
В начале встречи нет места для обычных бесед и разговоров, это всё будет после завершения практики.

Структура практики

  • Фасилитатор приветствует группу.
  • Короткая медитация осознанности (4 ключа: центрирование, заземление, поток, фокус)
  • Основная практика “Ритуальное воплощение”:
    • Медленное чтение – декламирование текста, не просто чтение. Декламировать надо медленно, с выражением, делая паузы, чтобы все могли интернализировать текст. Намерение, которое формирует каждый участник – посмотреть не на текст, а на мир через текст, как если бы мы смотрели на мир глазами автора в тот момент, когда он писал этот текст. Как бы воплотить автора, словно он в каждом из нас и один из нас. Мы пытаемся стать голосом автора, почувствовать и воплотить его присутствие в себе. Цель не в том, чтобы информировать себя содержанием текста, а в том, чтобы трансформировать себя посредством текста. Мы стараемся интернализировать мудреца.
    • Rumitatio, философическое песнопение. Фасилитатор выбирает одно предложение из текста (такое, чтобы у всех было базовое его понимание), и потом по очереди произносите его нараспев, делая 3 или 4 круга, в конце каждого круга делается пауза, чтобы каждый мог вглядеться внутрь себя. Те, кто не в данный момент не говорят, мысленно воспроизводят то же предложение вместе с говорящим.
    • Драгоценное высказывание – вы стараетесь отозваться на текст, отвечая на вопрос “К чему этот текст взывает и что он вызывает внутри меня и между нами?”. Этот вопрос произносится фасилитатором, или каждым участником для себя. Отвечая, стремитесь к тому, чтобы сказать как можно больше используя как можно меньше слов. Ориентируйтесь на одно, максимум два предложения. Говоря это, старайтесь прочувствовать, смаковать то, что вы говорите, и говорить не о тексте, не к тексту, а через текст, с помощью текста и сквозь текст, как если бы текст был очками, через которые вы пытаетесь увидеть то, что видит мудрец. Вы стараетесь высказаться в со-гласии с текстом, чтобы создать хор голосов. И вы говорите, стараясь создать, вызвать совместное возникновение глубины текста, глубины других и глубины себя. Это можно делать несколько раундов, столько, сколько хочется.
    • Осознанная беседа – теперь мы говорим с друг другом, создавая внутри себя пустоту в которой то, что говорят другие сможет раскрыться и благоухать, чтобы мы могли смаковать то, что они говорят. Образно говоря, мы свидетельствуем прозрение богоявление в других, или как если бы мы становились повитухой при зарождении и появлении на свет воплощения мудреца в друг друге. Каждый говорит в течение 1-2 минут в духе “расширенного драгоценного высказывания”. Мы стараемся говорить в со-гласии, резонируя с друг другом, чтобы через наши высказывания раскрывалась и проявлялась глубина текста, глубина других и глубина себя.
    • Выводы. Фасилитатор объявляет, что осознанная беседа завершена, все переключаются в более рефлексирующий, объясняющий и автобиографический режим, и по очереди делятся тем, что он выносит для себя из этой практики, как он планирует интегрировать эту практику в повседневное создание, мышление и характер и общение.
  • Общение на свободные темы (опционально)
Примеры текстов, которые можно использовать
Тут я выбрал те тексты, для которых я смог быстро найти русский перевод, полный список текстов тут https://dphilo.org/texts/
 
Марк Аврелий Антонин, Размышления, 5:23
Чаще размышляй о том, с какой быстротой проносится и исчезает из виду все сущее и происходящее. Ибо сущность подобна непрерывно текущей реке; действия беспрестанно сменяют друг друга, причины подлежат бесчисленным изменениям. И нет, по-видимому, ничего устойчивого, а рядом с нами – безмерная бездна прошедшего и грядущего, в которой все исчезает. Так не глупцом ли будет тот, кто станет гордиться чем-нибудь подобным, или волноваться по его поводу, или же жаловаться, точно дело идет о бремени, которому предстоит длиться века?
Владимир Соловьёв. Смысл любви.
Человек (вообще и всякий индивидуальный человек в частности), будучи фактически только этим, а не другим, может становиться всем, лишь снимая в своем сознании и жизни ту внутреннюю грань, которая отделяет его от другого. “Этот” может быть “всем” только вместе с другими, лишь вместе с другими может он осуществить свое безусловное значение стать нераздельною и незаменимою частью всеединого целого, самостоятельным живым и своеобразным органом абсолютной жизни…
Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас действительно всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей личной жизни.
Эпиктет. Энхиридион.
15  Помни, как следует вести себя на пиру. Блюдо, обноси­ мое по кругу, оказалось рядом с тобой? — Протянув к нему руку, возьми себе, сколько позволяет приличие. Проносят ми­ мо тебя? Не задерживай. Еще не поднесли? Не стремись впе­ ред в своем желании. Подожди, пока блюдо не окажется ря­ дом с тобой. Точно также поступай в отношении детей, жены, государственной службы, богатств — и ты когда-нибудь ста­ нешь достойным сотрапезником богов. А если не коснувшись, отвергнешь с презрением поставленное перед тобой, тогда ты станешь не только сотрапезником богов, но даже разделишь с ними их власть. Ведь, поступая так, Диоген, Гераклит и подоб­ ные им заслужили прозвание богов.
17  Помни, что ты актер в пьесе, которую ставит ее режиссер. Если он пожелает сделать ее короткой — ты актер короткой драмы, а если пожелает сделать ее долгой, то долгой. Если он хочет, чтобы ты играл роль нищего, сыграй ее хорошо, равно как роль хромого, начальника, плебея. Твое дело — хорошо ис­ полнить данную тебе роль, а выбрать ее для тебя волен другой.
Плотин. Эннеады. Трактат I. 6
Теперь [скажем] и о более далекой красоте, которая уже не воспринимается чувственными очами, но [только лишь] зрением души, о той, о которой говорит душа без помощи орудий; должно взойти нам и созерцать те прекрасные вещи, оставив [всё] чувственное,
что влачится внизу.
…Но должны быть и видящие это, видящие тем же, чем такие вещи видит душа; видя, они должны наслаждаться и испытывать изумление и горячо стремиться к этому — куда сильнее, нежели к здешним вещам, поскольку овладевают уже истинным. Эта страсть должна возникать всякий раз при соприкосновении с тем, что красиво таким именно образом, [эта страсть —] изумление и ужас наслаждения, и тоска, и влечение, и сладкий испуг.